Детский сад №2 "Малышок" город Грязи Липецкой области
|
Программа развития 2014-2016гг.Согласовано: Утверждаю: Начальник отдела образования Заведующая МБДОУ Грязинского муниципального района д/с №2 «Малышок» _______В.В.Назаркина _______Е.А.Конопелкина « »__________ 20___ г
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Малышок» г.Грязи на 2014 -2016 г.г. Принята на Общем собрании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 г.Грязи Протокол № ____ от _____________ 20___ года
1. Пояснительная записка Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе. Многочисленными исследованиями в области философии, социологии, психологии, педагогики доказано, что период дошкольного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентация в окружающем мире, усвоение ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности ДОУ: возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры, чувства любви к природе, родному краю, в котором они живут и развиваются, поиске новых форм функционирования образовательного учреждения. Разработка программы развития ДОУ сопряжена с учетом природы ближайшего окружения, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей района, в котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребенка. Образовательную деятельность администрация ДОУ осуществляет в соответствии с лицензией серия 48ЛО1 № 0000169, от 24.09.2012 г., регистрационный номер №172, выданный администрацией Липецкой области департамента образования и науки. Учредителем является администрация Грязинского муниципального района в лице отдела образования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области. Программа развития разработана в соответствии с «Международной конвенцией о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», «Конституцией РФ», законом РФ «Об образовании», задачами и основными направлениями развития дошкольной образовательной системы, собственными традициями ДОУ. Программа рассчитана на совершенствование системы воспитания и образования в ДОУ, создание условий для физического развития и снижение заболеваемости. Срок реализации программы: 2014 – 2016 гг. Цель: создание оптимальной модели воспитания и образования в ДОУ, максимально реализующей потребности детей и их родителей. Задачи:
- Расширение и совершенствование образовательных услуг, ориентированных на возрастной уровень развития детей. - Использование передовых методик и технологий в образовании, оздоровлении детей, формировании навыков ЗОЖ. - Внедрение эффективных форм работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Исполнители: Администрация, коллектив ДОУ, родители воспитанников.
2. Информационная справка 2.1. Историческая справка. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Малышок» (МБДОУ д/с №2 ) расположено по адресу: г. Грязи, ул. Коммунальная, д.16 В ДОУ функционируют следующие группы, которыепосещают 200 детей: - дети 2 - 3 лет (1 мл. группа); - дети 3 – 4 лет (2 мл. группа) (2 группы); - дети 4 – 5 лет (средняя группа); - дети 5 – 6 лет (старшая группа); - дети 6 – 7 лет (подготовительная группа); Режим работы ДОУ - пятидневная рабочая неделя; ежедневная работа с 7.00 до 19.00 часов. Гибкость режима проявляется к детям, посещающим музыкальную школу, спортивные секции, художественные школы. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом, согласованным с Роспотребнадзором и с учетом требований СаНПИН. 2.2 Характеристика микрорайона и социальной среды. 2.2.1 Ближайшее окружение – средняя школа № 5. Социально – культурные объекты: Б.Ц. «Слава», детская больница, парк культуры, Дворец спорта , Дом Культуры пищевого комбината . 2.2.2 Образовательная и оздоровительная системы ДОУ № 2 ориентируются на потенциал окружающей ее социальной предметно – эстетической и природной среды. 2.2.3. Учреждение находится в благоприятном социальном и экологическом окружении. 2.3. Социальный состав семей воспитанников. 2.3.1.Контингент семей воспитанников:
2.3.2.Социальный состав родителей: 2.3.3. Образовательный уровень родителей: 2.3.4. Национальный состав семьи: Таким образом, социальный состав родителей разнороден, большинство родителей имеют высшее и средне – специальное образование. Однако увеличивается количество неполных и неблагополучных семей.
2.5. Сведения о кадровом обеспечении педагогического процесса в ДОУ.
Общее количество педагогов в ДОУ – 16 человек. Воспитательно – образовательную работу в детском саду осуществляет педагогический коллектив:
Коллектив стабильный, работоспособный, инициативный. Возраст педагогов: до 25 лет – 6 %, от 25 до 35 лет –12%, от 35 до 45 лет – 34 %, от 45 до 55 лет – 30 %, от 55 до 60 лет – 12 %, от 60 лет– 6 %. В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить фактический уровень подготовленности каждого воспитателя. Обобщен опыт двух педагогов: Гордеевой О.М. по теме «Изоэкология », Гуртовой Г.И. по теме « Развитие речи». Коллектив заинтересован в решении задач и приоритетов дошкольного образования. Анализ уровня творческого потенциала педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствовала целенаправленная система деятельности администрации по укреплению и развитию связей с наукой и передовой практикой: курсы, семинары и консультации в ДДО, ЛИРО.
2.6. Состояние материально-технической базы ДОУ. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от того, где, в каком окружении он живет. Так как большую часть дня ребенок находится в детском саду, где в каждой возрастной группе созданы необходимые условия для всестороннего развития личности ребенка. Предметно-развивающая среда отвечает художественно-эстетическим требованиям, соответствует возрасту детей. Однако хотелось бы оснастить группы играми «нового поколения» (индивидуальные детские компьютеры, современная бытовая техника и т.д.). Для занятий по физической культуре в ДОУ используют музыкальный зал. Для напольного покрытия в спортивном зале был использован ковролин, что значительно затрудняет проведение ежедневной влажной уборки. Оснащение зала достаточно для полноценных занятий по физкультуре: хватает мячей набивных, резиновых, ребристых дорожек, имеются стоки для прыжков в высоту, маты. Развитию музыкальных способностей детей способствует эстетическое оформление музыкального зала, использование на детских праздниках и занятиях аудиоаппаратуры. Оформление музыкального зала меняется в соответствии с временем года и тематикой праздников. Для успешного осуществления образовательного процесса необходимо приобрести карнавальные костюмы. В групповых комнатах расположение мебели и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности. Но на данный момент в группе младшего дошкольного возраста кровати необходимо заменить на новые трехъярусные . Содержание пищеблока соответствует санитарным правилам и нормам к организации питания. Помещение кухни оборудовано вытяжной вентиляцией. Но для облегчения труда работников пищеблока хотелось бы приобрести современное электрооборудование: картофелечистку. В методическом кабинете в наличии имеются современные технические средства: компьютер, ксерокс, принтер,. Но для проведения различных мероприятий: педагогического совета, родительских собраний и др. необходимо приобрести мультимедийную систему и сканер. Администрация ДОУ постоянно работает над укреплением материально – технической базы. В период 2011 – 2013 гг. приобретались стройматериалы для ремонта групп и кабинетов. Сделан косметический ремонт во всех группах. В прачечной комнате заменена напольная и настенная плитка. В музыкальном зале поставили окна из ПВХ. Требуется капитальный ремонт кухни , замена оставшихся окон. 2.7. Социальное партнерство 3. Проблемный анализ состояния воспитательно – образовательного процесса ДОУ
3.1. Анализ осуществления образовательного процесса по основным программам
ДОУ №2 реализует программу развития и воспитания детей в детском саду «оОт рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012 г. В ДОУ функционируют бесплатные кружки: - « Пчелка» - « Юный гроссмейстер» - « Капелька» - «Умелые ручки» Результаты анкетирования воспитателей и специалистов показывают, что у 96 % педагогов взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер, из них 86 % воспитателей и педагогов ставят на первое место в своей работе общение с детьми. Взрослые реализуют позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство. В соответствии с требованиями государственного стандарта особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям развития игровой деятельности в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов в формировании игрового опыта ребенка и создании развивающей предметно-игровой среды. В ней созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их гендерных различий. Система работы по физическому воспитанию включает в себя ежедневную гигиеническую гимнастику, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные праздники и развлечения. Особое внимание уделяется закаливающим упражнениям и процедурам – это релаксационные упражнения после сна, дозированная ходьба, точечный массаж, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения под музыку, босохождение. Воспитатели всех групп создают условия для художественно-эстетического воспитания детей: детям предоставляется возможность лепить, рисовать, выполнять аппликацию из любого материала, с уважением относятся к продуктам детского творчества, способствуя самореализации детей в изобразительной деятельности. Они предоставляют детям возможность проявлению творчества, что направлено на воспитание эмоционально-положительного отношения детей к художественной деятельности. В группах имеются театрализованные центры, где дети учатся готовить декорации, гримируются, учат и представляют роли. В такой творческой атмосфере они активно развиваются, чувствуют, что их умения и способности будут использованы. Развитие экологического воспитания строится в системе. Воспитатели формируют у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе, воспитывают чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Путем целенаправленного общения с окружающей средой (на прогулках, экскурсиях, в группах) воспитывают у детей заботливое отношение к природе. Все это прививает у ребенка нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой. Конструктивная деятельность способствует развитию творческих способностей. Использование разнообразного природного материала воспитателями: семена, шишки, орешки, листья, хвойные иголки, глина, песок, гравий, пух - заинтересовывает ребенка, а затем побуждает его к выполнению заданий, поиску новых форм и цвета. Но при проведении занятий с использованием настольного и напольного строителя педагоги испытывают недостаток в строительном материале. Большое внимание уделяется нравственно-трудовому воспитанию, где центральное место занимают ознакомление детей с трудом взрослых и организация труда самих детей. Эффективность положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности, поэтому все дети обеспечены красочным инвентарем для работы в уголках природы и на участке детского сада. Развитие элементарных математических представлений и научных понятий воспитатели проводят в занимательной дидактической форме. На занятиях и в блоке совместной деятельности педагоги активно используют развивающие игры, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Выполнение программных задач (результаты диагностики за 2007 – 2013 учебный год.
Преемственность ДОУ со школой № 5 осуществляется на уровне использования научных достижений, диагностики и практической работы. Первичная медико-педагогическая диагностика (карта речевого развития, психологического обследования), а также текущая педагогическая диагностика позволяет иметь объективную и качественную информацию для оптимального проектирования содержания работы индивидуально с каждым ребенком. Совместно с педагогами начальной школы проводится серия мероприятий и встреч для установления контактов, согласования действий в выполнении главной задачи – подготовка детей к дальнейшему обучению. Это проведение совместных занятий и уроков, спортивных соревнований и праздников, экскурсии для детей и родителей. Система научно-методической работы способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе и инновационной деятельности, помогает выработать единые ценностные ориентиры. Потенциальными категориями для дифференцированного обучения были выделены: участники инновационных процессов, работники, имеющие замечания по итогам контроля и аттестации; вновь прибывшие педагоги. Были уточнены цели и задачи методической работы: * Информирование о новых достижениях и нормативных требованиях. * Обучение и воспитание педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого для статуса Центра развития ребенка. * Выявление, предъявление, сопровождение освоения наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности. * Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. Осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, подводя итоги работы по Программе развития, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, мы выделили проблемы, над которыми нужно работать: 1. Основной заботой остается коррекция, охрана и укрепление здоровья детей, а также формирование физической культуры. 2. Достигнут необходимый уровень в образовании и развитии детей, коррекции их психофизического состояния, но нужно продолжить работу по его устойчивому развитию в условиях нового качества модернизации образования. 3. Активно предупреждать и не допускать перегрузки детей в условиях дошкольного образования. 4. Имеет место проблема в поиске нового содержания и форм использования индивидуально-психологических особенностей ребенка, их субъективного опыта, стабилизации организационной культуры, основанной на приоритете эрудиции, интеллекта, гражданственности и ответственности. 5. Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы. 6. Оснастить предметно – развивающую среду в каждой группе материалом, необходимым для успешной конструктивной деятельности дошкольников. 7. Внедрить эффективные формы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. 7. Продолжить работу по стабилизации единого образовательного пространства ДОУ, разработать и привести общеобразовательную программу ДОУ в соответствие с ФГОС. 3.2. Анализ медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Динамика здоровья.
Одним из направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и здоровья детей. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ строится на основе плана оздоровления детей, согласованного с детской поликлиникой. Медицинское обслуживание детей в ДОУ строится на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В ДОУ проводится целенаправленная работа по профилактике снижения заболеваемости, которая включает в себя: 1) Лечебно-оздоровительная профилактика: осмотр педиатром; осмотр узкими специалистами; антропометрические измерения; профилактические прививки; лабораторные исследования; 2) Методы закаливания: воздушные ванны; босохождение; 3) Сезонная профилактика: поливитамины; С-витаминизация. 4) Физкультура и спорт: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; спортивные развлечения; физкультурные праздники; «Дни здоровья». В качестве активизации двигательной активности детей в режиме дня рационально сочетаются подвижные игры, спортивные игры, динамические паузы и динамические часы, зрительные физкультминутки, физические упражнения, спортивные праздники.
В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей. Педагогами и медицинским персоналом даются рекомендации для каждого ребенка. Сбор информации и наблюдения помогают установке временной динамики психологических, деятельных и эмоциональных качеств детей. Устанавливается щадящий режим, закаливание, двигательная активность – все согласовывается с родителями. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети берутся на учет, с последующими оздоровительными мероприятиями. Медицинский работник проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни (сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему, закаливание и охрана здоровья детей, ознакомление с основами валеологии) дают положительные результаты. В каждой группе имеются физкультурные уголки, но двигательная активность в течение дня не всегда достаточна. Будем более ответственно и с большей нагрузкой проводить физкультминутки во время занятий, а также между занятиями, во время прогулок организовывать все запланированные подвижные игры, разнообразить и расширить набор этих игр, расширить игровую атрибутику. При проведении физкультурных занятий на воздухе инструктор по ФК испытывает затруднения в организации челночного бега, эстафет и др. в связи с тем, что покрытие физкультурной площадки не соответствует современным требованиям организации физкультурных занятий на воздухе. Для полноценной организации занятий имеется оборудование для физкультурной площадки (снаряды для лазания, подлезания, рукоходами и т.д..) 3.3. Система работы с родителями и оценка деятельности ДОУ родителями.
В детском саду сложилась система работы с родителями. В основе этой системы – изучение контингента родителей (образование, профессии, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом детского сада, состав семей). В структуре системы: педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные, тематические и групповые консультации, анкетирование, наглядную пропаганду, работу «школы молодой матери»; информирование родителей о состоянии и перспективах работы учреждения в целом, отдельных групп; работа с родителями из семей «группы риска». Реализация этой системы способствует вовлечению родителей в единый воспитательно – образовательный процесс. Показателями эффективности являются: - удовлетворенность родителей работой ДОУ; - удовлетворенность степенью информированности о ДОУ в целом, о деятельности группы, о ребенке; - удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами, администрацией ДОУ. По мнению родителей, дети посещают ДОУ: - с удовольствием – 65% - чаще с удовольствием – 20% - редко с желанием – 10% - со слезами – 5%. Стиль общения педагогов с детьми: - устраивает полностью – 80% - устраивает частично – 15% - не устраивает – 5%. Авторитет ДОУ среди родителей: - пользуется авторитетом – 95% - не пользуется авторитетом – 2% - затруднились ответить – 3%. Для детей, не посещающих ДОУ, организован консультационный пункт. Его работа строится на основе запросов родителей неорганизованных детей. Для более эффективной работы необходимо организовать в ДОУ «Семейный клуб», помогающий наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности. 4. Концепция развития ДОУ 4.1. Структура модели воспитательно – образовательного пространства Первостепенной задачей для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. Коллективом ДОУ создана система стабильного функционирования. Главное - сформированы традиции в образовательной системе, работе с семьями воспитанников. В ДОУ определенный контингент детей. Организационная структура дошкольного учреждения соответствует миссии ДОУ, которая заключается в удовлетворении потребностей семьи в: · оздоровительной работе с ребенком; · приобретении способностей, которые необходимы для жизни в современном обществе; · развитии индивидуальных способностей, заложенных в каждом ребенке; · готовности ребенка к дальнейшему обучению. Налицо целостность педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического управленческого компонентов. Создан эмоционально-психологический комфорт ребенка в педагогическом процессе, обеспечивающий возможность его самоутверждения, уверенности в себе. Осуществляется гуманизация учебно-воспитательного процесса через: - ориентацию на личность ребенка, - создание возможностей для реализации каждым ребенком возрастного потенциала. Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности и смыслом деятельности ДОУ. К ценностям ДОУ относятся: - Открытость и поддержка – ДОУ открыто к внешнему миру, мы готовы принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, независимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении. - Индивидуализация означает для нас, что нет ребенка, нет его семьи «вообще», нет педагога «вообще», есть именно этот ребенок, этот взрослый рядом с их неповторимыми особенностями, возможностями и интересами. Поэтому мы стремимся создавать такие условия в детском саду, которые будут соответствовать уникальности каждого и обеспечат развитие способностей ребенка, самореализацию педагогов, и участие родителей в образовательном процессе. - Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг. - Сотрудничество – мы стремимся совместно с родителями решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах детей. - Профессионализм и высокое качество образовательных услуг, которое достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ заключается в создании модели детского сада, как открытого социально-образовательного центра, в котором удовлетворяются потребности детей и родителей в образовательных и оздоровительных потребностях. Достижение стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений: * работа с персоналом; * работа с детьми; * с родителями; * с предметно-пространственной средой; * с внешней средой: укрепление связей со школой № 5, спортивным комплексом, детской поликлиникой. Организационной основной деятельности ДОУ в конкретный период (учебный год) будет являться годовой план, в котором конкретизируются задачи по всем направлениям деятельности и разрабатываются средства и способы их достижения. ЗАДАЧИ: 1. Работа с детьми 1.1. Развивать способности, заложенные в каждом ребенке: 1.2. Формировать в детях уверенность в себе, своих силах и возможностях: 1.3. Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования основ экологической культуры: 1.4. Приобщать детей к истокам русской народной культуры 2. Работа с педагогами 2.1. Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов. 3. Работа с внешней средой 3.1. Совершенствовать систему взаимодействия детского сада и школы № 5. 3.2. Расширить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями с целью оказания материальной поддержки и реализации Программы ДОУ до 2017г. 4. Работа с родителями 4.1. Обеспечить стабильное функционирование системы преемственности д/с и семьи в воспитании и обучении детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи: 5. Предметно-пространственная среда 5.1. Обеспечить динамичное развитие предметно-пространственной среды в соответствии с меняющимися потребностями детей и родителей. 4.2. Прогнозируемые результаты 1. Повысится качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 2. Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка. 4. Система нравственно-патриотического воспитания детей будет соответствовать современным требованиям. 5. Будет стабильно функционировать система преемственности в работе ДОУ и школы № 5. 6. Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей микрорайона по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей. 7. Повысится уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства. 8. Расширится участие родителей в деятельности ДОУ, основанное на их выборе: - в оказании дополнительных услуг; - в участии образовательного процесса; - в проведении совместных мероприятий; - укрепится сотрудничество ДОУ и семьи. 4.3. Проектирование образовательного пространства ДОУ с учетом следующих принципов: 1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития ребенка, а создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания. 2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента. 3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных детей, так и подгруппы детей, а также путем создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, опережающего в своем развитии сверстников. 4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребенка и родителей. 5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. 6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребенка на освоение общечеловеческой культуры. 7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым. 8. Принцип научности состоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень. 5. Этапы реализации программы развития 1 ЭТАП, подготовительный, один год (2014) * Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения. * Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития ДОУ. * Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы. * Отработка организации, содержания и технологии педагогического процесса. 2 ЭТАП, поисково-преобразующий (2015 -2016) * Практическая реализация программы развития. * Диагностика уровня развития детей и квалификации педагогов. * Коррекция программ и учебных планов. * Осуществление поисков возможностей разнообразных программ с учетом работы с одаренными детьми и коррекции детей «группы риска». * Сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства, расширение образовательных услуг. Социальная защита субъектов образовательного процесса. 3 ЭТАП, заключительный (2016) * Диагностирование продвижения детей и квалификации педагогов. * Анализ работы ДОУ по программе развития 2014 – 2016 годы. * Подготовка и издание материалов по опыту работы педагогов – новаторов ДОУ . * Осуществление модернизации ДОУ в соответствии с программой развития. 6. План действий по реализации программы развития ДОУ
7. Мероприятия по улучшению материально – технического состояния ДОУ
8. Заключение Предлагаемая программа является результатом творческой деятельности коллектива, родителей и детей. Она появилась не вдруг, не по заказу сверху, а по внутренней необходимости администрации и педагогов, заинтересованных в развитии образовательного учреждения. Идеи, заложенные в программе, появились несколько лет назад, но реальностью становятся только в последние годы. Этому способствуют изменения в образовании. У нас было время для серьёзного обдумывания идей и планов. Это определило такие важные особенности программы, как реалистичность, прогностичность, целостность, обоснованность. Мы понимаем, что предполагаемая модель развития не является идеальной, мы готовы её совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень её реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования. 30 июля 2014 в 14:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.